Статья была финалистом конкурса DWAA 2000 года.
С. А. Шарп
Читалка форума НО Молдовы
Самая большая проблема.
___________________________________
Мы повстречали врага, и он в нас самих.
Пого
Через полтора года после того, как у меня появилась моя первая австралийская овчарка для выставок и разведения, я столкнулась с реальностью наследственной болезни собак. Я помню, как стояла в офисе ветеринара, уставившись на первые рентгеновские снимки тазобедренного сустава, которые я когда-либо видела, пока он объяснял мне, что Патти имеет дисплазию. Он указал на особенности, которые характеризовали проблему, затем спросил, хочу ли я все еще послать снимки в OFA. Патти в возрасте одного года имела предварительную оценку ТБС "хорошо". Я решила послать снимки в надежде, что ветеринар ошибся. Он не ошибся.
Я получила Патти, когда ее первые владельцы вернули ее заводчице из-за того, что глава семьи потерял работу. Заводчица считала, что 8-месячная сука имеет выставочный потенциал, и, зная, что я хотела австралийскую овчарку, которую я могла бы выставлять, предложила ее мне на условиях, что она получит помет прежде, чем я получу родословную на свое имя.
Она нашла кобеля и сделала Патти предварительный рентгеновский снимок ТБС. Я возила Патти на вязку, затем заботилась о ней и о щенках, за это заводчица позволила мне оставить одного из щенков, расширив мой будущий питомник до двух хорошего качества сук. В ожидании своего собственного помета я уже договорилась с владелицей хорошего кобеля. Тогда-то и пришел этот ответ из OFA.
Я позвонила заводчице, которая была также моей наставницей. Она очень расстроилась, узнав об этой проблеме Патти, и согласилась, что ее не следует использовать в разведении. Когда же я сказала о своем нежелании, но необходимости позвонить владелице кобеля, намеченного для вязки, чтобы рассказать, почему я не привезу Патти к ее кобелю, тон моей заводчицы изменился.
"Вы не можете никому рассказывать об этом. Это разрушит вашу репутацию, и никто не будет иметь с Вами никаких дел.. Это также разрушит мою репутацию". Она продолжала рассказывать мне, что это могло повредить прошлому помету Патти, кобелю - родителю того помета и даже кобелю, с которым я планировала повязать ее. Она очень ясно объяснила мне, что никто не должен когда-либо узнать то, что было неправильно у Патти. Я тогда знала и понимала еще очень мало и считала, что она знает много. Я доверяла ее руководству, но ее совет оставил меня в оцепенении.
Я позвонила владелице кобеля и как-то неумело извинилась за отмену вязки. Я не помню того, что я сказала, но я знаю, что это была ложь. Я могу уверенно сказать, что владелица кобеля догадалась, что я вру. Я чувствовала себя отвратительно.
Это случилось со мной много лет назад, но наследственные болезни по-прежнему толкают людей на негативные поступки в попытках укрыть обсуждаемый предмет завесой тайны и отрицания.
Сегодня я являюсь защитником здоровья породы. Я часто оказываюсь в гуще ситуаций, подобных вышеупомянутой. Запугивание, чтобы заставить молчать, опасение публичных выступлений, неспособность честно осознать факты, не говоря уже о прямой лжи, являются, по моему мнению, самой большой проблемой, с которой сталкиваются заводчики в попытке контролировать наследственные болезни чистокровных собак.
Есть много болезней и условий их наследования и передачи, которые все еще мало изучены наукой. Стоимость тестов и исследований может быть очень высока. Некоторые болезни проявляются в таком зрелом возрасте, что собака к тому времени уже будет иметь щенков и, возможно, даже внуков. Но все это - ничто в сравнении с нашим слишком частым отказом быть честными с самими собой и друг с другом.
Те из нас, кто полагает, что мы действительно преданны сохранению чистокровных собак, должны сделать беспристрастный анализ человеческого поведения, окружающего наследственные болезни собак, и понять то, что происходит не только с нашими собаками, но и непосредственно с нами.
Неисправимые
Вы все знаете их. Те, кто поставил победы выше всех других целей. Неважно, как их собака выигрывает, победы - это их мантра. Их собаки должны побеждать, как должны побеждать потомки их собак, и горе любому, кто стоит на их пути, поскольку они стремятся к большой личной славе.
Полный диапазон эгоистичного поведения Неисправимых лежит за пределами возможностей и цели этой статьи, но оно безусловно затрагивает контроль наследственных болезней. Если генетическая проблема не является очевидной, они будут игнорировать ее. Если ее можно как-то скрыть или устранить, они сделают это. Если нельзя, они используют некий вариант из серии "пристрелить, закопать, посадить в тюрьму" или возместят свои потери, отправив собаку подальше, предпочтительно за океан или за два. Если кто-то еще будет знать о проблеме, то Неисправимый будет использовать любые средства в его распоряжении, чтобы заткнуть рот тому человеку, от скрытых угроз и распространения слухов до явных хулиганских выходок и угроз судебными исками.
Ничто не может изменить этих людей. Они такие, какие они есть, и маловероятно, что какое-либо деяние человека или Бога изменит их поведение. Однако, остальная наша часть может изменить наше поведение по отношению к ним.
Самая эффективная манера контакта с тираном состоит в том, чтобы не поддаваться на его угрозы. Трудно помнить об этом, когда Неисправимый угрожает Вам смертью, уничтожением и адвокатами. Это - особенно так, если Неисправимый имеет Громкое Имя, а Вы - Никто (о таком статусе Неисправимый будет часто напоминать Вам). Он сплотит своих прихлебателей, чтобы изнурять и оскорблять Вас. Трудно, когда Вас так третируют, но вдохните глубоко, обнимите вашу собаку и помните, что люди, которые действуют таким образом, никогда не были вашими друзьями. Если Неисправимый расстроен, это его проблема, не ваша.
В очень немногих случаях Неисправимый может действительно сделать Вам что-нибудь, кроме попытки заставить Вас нервничать, хотя, если Вы сделали ошибку и вошли в договорные соглашения с таким человеком, Вам может оказаться полезным совет адвоката на предмет того, что Вы можете и что не можете сделать в этой ситуации. Вполне может оказаться, что юридически угрозы Неисправимого необоснованы.
Одна вещь, которая всегда поражала меня в вопросе о Неисправимых, - то, сколько людей будут говорить между собой о том, насколько беспринципным и безжалостным он является, и все же эти же самые люди будут иметь дело с ним, не моргнув глазом. Если человек имеет плохую репутацию или репутацию сомнительной честности, зачем иметь дело с ним? Если он поступал с другими плохо, почему Вы думаете, что с Вами будет по-другому?
"Ах, но их собаки выигрывают!"
Если в этом состоит ваше возражение, позвольте мне предложить Вам переоценить ваши приоритеты. Представьте себе ребенка, которому только что сказали, что его любимую собаку придется усыпить, потому что она имеет разрушительную наследственную болезнь.
Синдром страуса
Мы воспитали в себе боязнь наследственных болезней у наших собак. Вместо того, чтобы относиться к этому как к еще одному препятствию, которое заводчик должен преодолеть на пути к созданию качественных собак, мы реагируем, как будто мы подхватили социально недопустимую болезнь. Принцип "Любишь меня - люби и мою собаку" видоизменяется в "Болезнь моей собаки - моя болезнь".
Нормальная первая реакция любого, столкнувшегося с плохой ситуацией - отрицание: "Это не может случиться со мной!" Но эта фаза должна скоро уступить место эмоциям, больше подходящим для того, чтобы иметь дело с проблемой. К сожалению, многие люди застревают на стадии отрицания. Я уже давно называю это "Синдромом страуса".
Страус найдет множество поводов и отговорок, чтобы не делать скрининговых тестов. Он будет искренне обещать сделать их, затем откажется от этого. Он не предпримет никаких усилий для того, чтобы разобраться в возможных проблемах собак своего разведения. Но незнание не есть счастье для тех, кто имеет собак от Страуса с наследственной болезнью в его линии.
Пример "Синдрома страуса" с разрушительными результатами можно найти в моей собственной породе, австралийских овчарках. Эпилепсия становится все более распространенной проблемой. Эту болезнь трудно диагностировать, и существует много других причин, вызывающих приступы. К сожалению, это дает Страусу большое пространство для маневрирования. Есть много Страусов, которые имеют или произвели австралийских овчарок с эпилепсией. Но Страусы им не делали никаких тестов, они не сотрудничают с продолжающейся научно-исследовательской работой, а что происходит с их собаками, так это отравление муравьиным ядом или тепловой удар или еще что-либо подобное. Очевидно, их собаки ударяются головой, едят яд или перегреваются каждые три - четыре недели.
Человека, занявшего такую позицию, может быть трудно переубедить. Если кто-то, кого Вы знаете, проявляет склонность к Страусиному поведению, попробуйте урезонить их. Избегайте общественного обсуждения слабых мест Страуса и не будьте конфронтационным или осуждающим в вашем подходе, поскольку это, вероятно, подтолкнет Страуса зарыть голову поглубже в песок.
Всегда остерегайтесь появления Страусиных тенденций непосредственно в вас. Если проблема со здоровьем возникла у одной из ваших собак, приложите все усилия, чтобы отложить в сторону ваши эмоции, подумать о фактах и проконсультироваться с ветеринарами и другими заводчиками, которые могли бы дать Вам фактическое понимание ситуации. Если Вы поймаете себя на мысли: "Это не может случиться со мной" или "Это не может быть правдой", то вы, возможно, уже на пути к статусу Страуса.
Круговая оборона и Неистовая агрессия
Боязнь генетической болезни может подстегнуть групповое поведение. Если кто-то попытается указать на возможную генетическую проблему в линии или семействе собак, владельцы и заводчики тех собак могут занять круговую оборону, чтобы парировать это нападение. Объединенный фронт может быть очень эффективной защитой.
Иногда эти защитники будут подпевалами большого имени, из близких отношений с которым они желают извлечь выгоду, но чаще они - просто люди, которым угрожают нежеланные и неприятные новости. В этом, последнем случае мы можем столкнуться с примером группового Синдрома Страуса, когда группе будет удобнее заткнуть рот человеку, огласившему неприятную информацию, чем повернуться лицом к фактам. Более пагубные примеры поведения в стиле круговой обороны включают такие вещи, как утаивание результатов исследований здоровья и прямую отмену информационных статей в клубных изданиях.
Время от времени какая-нибудь храбрая душа может сделать публичное заявление о наследственной болезни в определенных собаках. Часто это делается размещением объявления на породном вебсайте или форуме, в этом объявлении перечисляются клички и возможно родословные подверженных болезни собак. За этим часто следуют сердитые частные и/или общественные нападки, переходящие в неистовую агрессию.
Я несколько раз наблюдала такой сценарий в моей собственной породе и слышала, что такое случается и в других. Отрицательная реакция со стороны тех, кто владеет родственниками больной собаки, не удивительна, но даже люди без личной заинтересованности в этом вопросе иногда чувствуют необходимым присоединиться к нападению. Человек, публично заявивший о болезни своих (и не только) собак, будет обвинен во лжи или недостаточной информированности, даже если он будет иметь полную ветеринарную документацию болезни. Иногда обвинения бывают совершенно нелепыми, как, например, в письме в породный журнал, осуждающем исповедовавшуюся в том, что она пристроила доказанного носителя болезни в добрые руки!
Неистовая агрессия - это то, что больше всего сдерживает честных людей от выступления. Устоять под бременем публичных злобных атак очень трудно. Не каждый имеет эмоциональную или моральную силу, чтобы сделать так. Исповедовавшийся может почувствовать себя изолированным и очень, очень уязвимым. Однако, в этом случае может помочь использование метода круговой обороны.
В большинстве случаев, если у вашей собаки проявится наследственная болезнь, то Вы не будете единственным человеком, с которым это случилось. Некоторое время назад аномалия глаз колли была горячей темой среди заводчиков и владельцев австралийских пастушьих собак. Группа заводчиков с собаками, подверженными этому заболеванию, объединившись, выступили публично, разместив объявление в журнале "the Aussie Times", перечислив свои имена и клички их больных собак. Несколько месяцев спустя, после того, как они разработали тестовую кроссовую программу, чтобы прояснить вопрос о незатронутых болезнью родственниках своих больных собак, они повторно выступили с публикацией в журнале. Общественный комментарий был позитивным, хотя молчание некоторых заводчиков было оглушительным для знающих людей. Объединившись публично, они избежали неистовой агрессии, которой подвергались до них такие же исповедавшиеся.
Честность в вопросе здоровья собак
Было время, когда болезни, передающиеся половым путем, не должны были обсуждаться в благовоспитанном обществе. Иногда кажется, что вопрос о генетических болезнях собак все еще находится на той же самой стадии. Люди будут долго и подробно обсуждать мелкие детали окрасов шерсти, резко осудят простые эстетические недостатки, и в то же самое время откажутся обсуждать другие генетические ситуации, которые имеют явное воздействие на здоровье и качество жизни собак.
Многие из общавшихся со мной людей с сожалением отмечали неспособность получить какую-либо полезную информацию по вопросам наследственных болезней от людей, у которых они хотели купить собаку или чьего кобеля он рассматривали для вязки. Так как не существует линий, на 100% свободных от наследуемых болезней, то опасения этих потенциальных клиентов вполне оправданы.
Подумайте о процессе покупки автомобиля. Вам нравится, как он выглядит, и Вы много читали о его отличных технических характеристиках. Вы, возможно, даже проехались на нем и впечатлены его отличной управляемостью. Но когда Вы спрашиваете продавца о его надежности, он не знает ничего и клянется, что этот автомобиль никогда не ломается и все, что ему требуется, это менять масло, заливать бензин и менять покрышки по мере износа. Вы решаете провести небольшое независимое исследование прежде, чем решить вопрос о покупке этого автомобиля, но не находите никаких отзывов владельцев таких автомобилей. Вы не можете найти никаких других моделей этого изготовителя. Фактически, Вы не можете найти ничего, кроме навязчивых рекламных материалов о прошлой истории компании-изготовителя, обычно состряпанных внутренним маркетинговым штатом.
При покупке собаки Вы можете столкнуться почти с тем же самым. Это очень трудно для новичка, который не имеет никаких связей и сам не компетентен в этом вопросе, но даже человек с опытом в собаководстве может утонуть в море дезинформации и замалчивания определенных проблем. Пусть действия других людей в этом отношении находятся вне Вашего контроля, но как Вы сами ведете себя, когда Вы являетесь "продавцом автомобиля"?
Спустя пару лет после того, как я столкнулась с дисплазией ТБС у моей Патти, я решила, что я не буду лгать. Обсуждая моих собак с другими, как в процессе деловых разговоров, так и в случайных беседах, я была открытой о проблеме Патти. И я, конечно, была признательна заводчикам, которые были открыты со мной о недостатках наряду с сильными сторонами их собак.
Все мы должны набраться решимости и вынести наследственные болезни на всеобщее обсуждение. Не бойтесь рассказать: "Когда я сделала эту вязку, я получил эту проблему в двух из шести щенков". Ни один заводчик не может сделать хороший выбор, когда факты скрываются. В случае возникновения проблем вина лежит на человеке, который не сообщил заводчику о возможных проблемах.
Было бы гораздо меньше проблем с наследственными болезнями, если бы каждый относился к ним так же, как мы относимся к дефектам в экстерьере или рабочих качествах. Эти проблемы открыто и подолгу обсуждаются. Информированные заводчики будут знать, что если они повяжут свою собаку с собакой из того питомника, то они могут немного потерять в рабочих качествах, или произведут щенков с прямыми коленками, чего не было в их собаках ранее. Но все это можно оценить заранее, как и те положительные черты, которые собака того питомника может дать им. Генетическая болезнь тоже должна быть открытой книгой.
Лицо в Зеркале
В конечном счете, ответственность за контроль генетических болезней лежит на каждом из нас, индивидуально. Мне было противно жить с ложью в отношении дисплазии ТБС у Патти. Я, наконец, поняла, что если я хотела быть в состоянии смотреть самой себе в глаза, когда я случайно оказывалась перед зеркалом, я должна была прекратить лгать об этом.
Станьте и Вы прямо перед тем зеркалом и спросите себя: "Хочу ли я признавать очевидное или нет? Сделал ли я что-нибудь, чтобы поддержать тех, кто был откровенен о генетических проблемах? А может, я подпевал и помогал Неисправимому? Совершил ли я что-нибудь дурное и нечестное, имея дело с моими приятелями - заводчиками?"
Только Вы и лицо в зеркале знаете истинные ответы на эти вопросы. Только Вы знаете, лицо, которое Вы видите, является другом или противником в борьбе против наследственных болезней собак.