elenk, я писала Ольге по этому вопросу. Вот что она ответила мне на мейл:
"Расскажу всё, что знаю и что могу посоветовать.
Во-первых, сразу насчёт конкретного места назначения вашей поездки. Я в теме, т.к. наша заводчица неоднократно предлагала мне записать мою собаку на эти выставки. Но это невозможно, т.к. отпуск конкретно на эти даты мне получить нереально, а мою собаку я ни с кем никуда не отправлю. Этого не может быть ни при каких обстоятельствах, а тем более - ради каких-то выставок, которых в Италии по 90-100 в год, всегда можно будет взять отпуск и приурочить. Это, кстати, в ответ на ваше упоминание о "пересылке" собаки некой компанией по "экспресс-доставке животных".
Дело, конечно, хозяйское, но: собака - не человек. Если с ней что-то не так, она не пожалуется, а вы не увидите. А в процессе перевозки собака проходит через десятки разных рук. И если у вас нет прямого контакта с этими "руками" (подчёркиваю: ПРЯМОГО) и, тем более, если вы ни разу не летали с собакой и не знаете в подробностях схему действий сотрудников и разных служб аэропорта, то вы просто не в состоянии проконтролировать процесс, а деталей вам никто не сообщит.
Маленькая иллюстрация. Есть такой очень известный эксперт и заводчик (не риджбеков), имени которого я не назову. Но история рассказана им самим. Он, бывает, привозит собак из-за границы и отправляет своих. Взрослых производителей - в аренду, щенков - для обмена кровями и т.д. Так вот, один раз он доверил одного очень ценного по кровям щенка такой вот компании по доставке животных. Солидной компании, т.к. человек очень серьёзный, собак возит не забавы ради. Поскольку компания по перевозке животных - то они и везли тем рейсом нескольких животных. Цирковых. И клетку с маленьким щенком поставили вплотную к клетке с медведем. По прилёте щенок был уже инвалидом по психике и на всю жизнь им остался. С тех пор уважаемый эксперт никогда не прибегает к услугам никаких компаний карго, экспресс-доставки и т.п. Его собаки летают ТОЛЬКО "человеческими" (не карго) рейсами, только в его сопровождении или с его личными и надёжными знакомыми. Это так, к слову.
Итак, отчаявшись меня убедить ехать в известный вам город, Елена попросила меня помочь с информацией по её собственной поездке туда и обратно, т.к. в декабре у неё крайне плотный график, нужно рассчитать время переездов между странами.
Я нашла ей ряд вариантов перелётов до/от места назначения в Италии, с удовольствием поделюсь этой информацией, с поправкой на вылет из Швеции, а не из Москвы.
Из Арланды есть очень удобный рейс "Австрийских авиалиний", с пересадкой в Вене. Вылет в 7:05 утра в пятницу, 4 декабря, прибытие в 11:40, т.е. время в пути всего 4 ч. 35 мин. Обратный рейс 9 декабря (также "Австр. авиалиний"): вылет в 17:35, прибытие обратно в Арланду в 22:50, время в пути - 5 ч. 15 мин. Пересадка в Вене.
Это самый недорогой вариант, на сегодня стоит 390 евро (разумеется, чем ближе к вылету покупать билет, тем дороже он будет стоить). Есть варианты у "Люфтганзы" - но это уже за 574 евро. Есть у "Эр Франс" - за 551 евро. "Алиталия" за свой вариант просит 639 евро - и действительно, как писала Ира (Мастер), не факт, что они берут на борт собак.
Если нужны ссылки на конкретные детали рейсов - сообщите, я дам вам ссылки. Кстати, я считаю, что покупать билет лучше напрямую в авиакомпаниях. У всех компаний есть собственные сайты, где можно купить билеты он-лайн, там же - контактные данные (телефоны или формы для экспресс-запроса по мейлу). Если нет телефона на сайте, то в любом телефонном справочнике вы найдёте контакты представительства авиакомпании в вашем городе или в аэропорту. Соответственно, вся дополнительная информация будет из первоисточника. Любой посредник (агентство и т.п.) - это вероятность "испорченного телефона". И на сведения, полученные в агентстве (если они окажутся неточными), авиакомпания всегда может сказать: "это же не от нас вы их получили". Ведь в аэропортах за всю логистику перелёта отвечает именно авиакомпания, а не агентство-посредник.
Во-вторых, по поводу варианта, который вы нашли: "Эр Франс". И вообще, по поводу пересадок в Париже.
Если вы всё-таки решили остановиться на Париже как месте пересадки, то уточните, пожалуйста, в КАКОЙ аэропорт вы прилетаете. Если это Руасси (он же - имени де Голля) - то в КАКОЙ ТЕРМИНАЛ. И откуда (аэропорт и терминал) вы вылетаете в Италию. Там везде свои особенности. Это чтобы я могла что-то конкретно посоветовать. А вообще...
Вообще-то, хотя я и люблю Францию очень и отдыхаю там чаще всего, но скажу я вам не тая: ПРИЛЕТАТЬ во Францию - это ладно. Достаточно ориентироваться на местности, знать особенности и уметь строить местных авиаработников. Желательно на их же языке и не избегая крепких выражений. Поверьте, они нуждаются в том, чтобы их строили. Потому что они сами признают, что у них не всё гладко. Поэтому строить надо сразу же, как только самолёт приземлился и стал в "паркинг позишен". Из превентивных соображений. Тогда всё будет окей.
Но вот перелёт С ПОСАДКОЙ во Франции, тем более длительной, ТЕМ БОЛЕЕ - при невозможности на время ожидания стыковочного рейса вытащить собаку из клетки - это НЕТ и ещё раз НЕТ. Не, попробовать можно всё, что угодно. Но зная (слава богу, не на личном опыте, а из рассказов самих же аэропортовых работников - пара примеров далее) о том, КАК у них всё может обернуться, - я для себя такой вариант исключаю сразу же. И никому не пожелаю. Просто так, на всякий случай.
Про "Эр Франс". По своим повадкам и манерам работы с клиентами французский национальный перевозчик - то же самое, что наш родной "Аэрофлот" (причём в его не самые лучшие, пост-советские, времена), если не хуже. Я когда-то (ещё до собаки) летала с "АФ" и пардон, больше ни-ни. А уж тем более - с собакой. То, что разные сотрудники там дают разную информацию - поверьте, это для них НОРМАЛЬНАЯ ситуация. Сами французы, которые показательно "воротят нос" от иностранных (для них) компаний, даже соседских-европейских, признают, что для того, чтобы при поездке С СОБАКОЙ или при доставке СОБАКИ во Францию всё прошло нормально, надо иметь знакомых и в "АФ", и в местных аэропортах. Информация, кстати, от знакомой по и-нету риджбековладелицы (французской), которая занимает какой-то пост в аэропорту, т.е. она, типа, профи. Жаль, что не в Париже, а в Лионе, а то я бы вас к ней направила напрямую за советом.
Из всех аэропортовых работников французские, по моим наблюдениям (8 аэропортов в разных странах Европы), занимают 1-е место по бестолковости и неумению отвечать на самые простые вопросы. Или хотя бы по быстроте нахождения нужного источника точной информации, если данный конкретный работник не может ответить на вопрос. По сравнению с французами другие евро-работники аэропортов - ангелы, а российские - вообще шестикрылые серафимы.
Поэтому, если ещё есть время и возможность выбора - уверяю, вам лучше рассмотреть другой вариант. Во Францию лучше приезжать (т.е. контакты с аэропортом, сведены к минимуму), а не пересаживаться там. "Австрийские авиалинии" или "Люфтганза" в вашем случае - гораздо лучший вариант. Тем более, что "Люфтганза" по праву считается европейским лидером по перевозке животных. Это мне говорили совершенно разные люди (причём не из самОй "Люфтганзы", так что это не самореклама). В том числе - ветеринар, специализирующийся по инспекции и межконтинентальным (!) перевозкам чистокровных арабских лошадей. А вот в Париже работники аэропорта Руасси умудрились упустить арабскую (вот совпадение-то!) лошадь, стоимостью чуть ли не в миллион, из контейнера прямо на лётное поле. Где она металась, как безумная (лошадь - понятно, не собака, а тем более вся на нервах после перелёта) до тех пор, пока не разыскали ветеринаров, которые выстрелили в неё ампулой со снотворным. И всё потому, что работнику аэропорта, который участвовал в разгрузке, захотелось самому погладить лошадку. И он открыл дверку. И лошадка вылетела наружу. И работника потом, естественно, рассчитали. Это не легенда и не страшилка. Это история из жизни, расказанная не "потерпевшими", а... другим сотрудником того же аэропорта. Которому большое спасибо за откровенность. Я же говорю, в аэропортах Парижа не всё так гладко, как хотелось бы.
P.S. На десерт - ещё один случай из "парижской жизни". Произошедший если не на моих глазах, но в момент, когда я сама находилась в аэропорту, в июле этого года. Понятно, собака всегда привлекает внимание, крупная собака - больше внимания, а риджбек - это вообще аншлаг. Так вот, одними из подошедших к нам расспросить про породу (а интервью о породе вам придётся давать во Франции каждые 10 минут, в Италии - каждые 5, готовьтесь), были сотрудники аэропорта. Знаете, что они сказали? "О! Смотрите, ещё одна такая же собака! точно, такой же породы! ну, как та, что сейчас по лётному полю бегала!" - Я: "??!!!...!!??" Выяснилось, что только что вылетел рейс в Канаду. Хозяева везли с собой риджбека. Клетка как-то там открылась (а может, погладить собачку кто-то захотел?..), и собака выскочила на лётное поле. Слава богу, собака - не лошадь, отозвалась на кличку (естественно, им пришлось разыскать хозяев - представьте на секунду их благодарные эмоции), и её заставили вернуться в клетку. Так что в этом случае всё обошлось.
Намёк поняли?
И ещё один совет. Вариант, который бы я стала рассматривать в такой ситуации, чтобы не "кантовать" собаку лишний раз в самолётах - долететь прямым рейсом до той же Вены, а потом сесть на поезд и ехать до места назначения в Италии. Пресловутый контейнер можно закинуть в камеру хранения на вокзале. В аэропортах камер хранения либо нет, либо у них тарифы за гранью здравого смысла. Типа, 10 евро в час (как в Париже), в то время как на вокзале это обойдётся максимум в 10 евро в сутки. В Италии, правда, подороже. В крайнем случае, возьмите эту коробку с собой, всегда найдётся, где её приткнуть в поезде. В первый вагон или в последний. Начальники поездов - тоже люди, подойдите к нам заранее и объясните ситуацию. В крайнем случае, доплатите за багаж. А билет лучше покупать на сайте ж/д Италии, это будет дешевле.
Резюме: есть куча вариантов. Надеюсь, вы найдёте наиболее приемлемый для ваших обстоятельств. На самом деле, нет ничего сложного: главное, знать к кому и в каком конкретном случае надо обратиться. Особенно - в аэропортах. Но и там, по сути, нет ничего сложного!
А успокоительные - это лишнее. Собака с нормальной психикой и нормальным вестибулярным аппаратом спокойно переносит перелёт. Ну, полает немного для начала. Мы вон три недели назад возили Тезоро, ему было в начале поездки всего 6,5 месяца. Первый раз и сразу - четыре перелёта. Ну, полаял немного в первые два раза, а потом привык и вообще не беспокоился. И это, заметьте, щенок, который до того вообще НИКОГДА не оставался один: у них две собаки, а хозяйка почти всё время проводит с ними, даже на деловые встречи возит с собой. Что ещё раз доказало, что для собаки с нормальным уравновешенным характером это - пустяк. Ведь главные поводы для беспокойства - не самолёт, а люди, обслуживающие авиаперевозки. Особенно - те, что на земле. С ними нужен контакт, и тогда всё будет в порядке."